Эннеатипы и пути развития

Чем хороша эннеаграмма как модель разделения людей на типы, так это тем, что она, во-первых, предусматривает развитие человека и потому описывает его в динамике, а во-вторых, признает, что люди одного и то же типа могут запросто друг от друга отличаться.

В основе деления на эннеатипы — модели поведения, присущие людям. Причем в данном случае «модели поведения» — объемное понятие. Оно включает в себя:

— поведенческие схемы, которые мы каждый раз бессознательно повторяем (на языке эннеаграммы это состояние звучит как «фиксация»);

— страсть — глубинный мотив, побуждающий нас к действию и заставляющий поступать именно так, а не иначе;

— базовое желание — стремление оказаться в том состоянии, в каком нам наиболее комфортно;

— базовый страх — то, из-за чего мы обычно отказываемся от нового, прячась в привычные для нас схемы поведения, и что мешает нам развиваться;

— основное достоинство — уникальная способность, помогающая нам добиваться своей цели;

— соблазн — состояние, в которое мы так и норовим спрятаться от проблем и страхов.

Суть такого четкого разделения модели поведения на составляющие отнюдь не в том, чтобы просто описать тот или иной эннеатип (хотя и такая цель, конечно, тоже присутствует). Оно выполняет другую функцию — показывает человеку его путь развития.

Дело в том, что нам всем свойственно действовать по шаблону: каждый раз при любой ситуации прибегать к одним и тем же схемам поведения. Казалось бы, это здорово упрощает нам жизнь (представьте только, что было бы, если бы мы мучительно обдумывали каждый свой шаг!), однако в то же время создает нам проблемы. Потому что зачастую ведем мы себя именно так, а не иначе бессознательно, даже не отдавая себе в том отчет и не пытаясь проанализировать: будет ли эффективна такая схема в данном конкретном случае или нет. Справедливости ради, в большинстве своем мы вообще не видим эту схему и не понимаем, что каждый раз она одинаковая.

Но если мы знаем, какие поведенческие шаблоны для нас характерны, мы способны их обнаружить и вовремя задуматься: так, стоп! а это ли мне сейчас нужно? Тогда у нас есть шанс выйти за пределы стереотипов. И тем эффективнее будет новый путь, чем больше мы будем о себе знать.

Зная, каково наше достоинство, мы понимаем, на что мы можем опереться, благодаря чему добиться своей цели и что нам следует в себе развивать. Будучи осведомленными о своем соблазне, предвидим, какие опасности нас предостерегают.

Базовое желание показывает нам, в каких условиях мы наиболее продуктивны. Понимая, в чем заключается наш страх, мы способны распознавать, он ли нами движет, когда мы останавливаемся и отказываемся идти дальше, или на то действительно есть объективные причины. А осознание своей страсти (она же — наш порок) дает ответ на вопрос: что мною движет? оно мне точно надо или я просто покоряюсь привычке?

Но еще более примечательно в эннеаграмме то, что описание свойственной эннеатипу модели поведения — это лишь часть возможностей для развития. Еще одна часть возможностей заключается в описании того, как каждый эннеатип ведет себя в состоянии стресса и в состоянии полной безопасности.

А поведение будет разным. Испытывая стресс, человек начинает проявлять черты другого эннеатипа, чувствуя себя комфортно — вообще третьего. Какие это будут эннеатипы, можно увидеть по фигуре эннеаграммы: каждая цифра, обозначающая эннеатип, связана линиями-стрелками с еще двумя цифрами: если идти по стреле, попадаешь в стресс, против — в безопасное состояние.

Изучив поведенческие модели других типов, мы начинаем понимать, каким образом мы можем адаптироваться к стрессу и избежать контрпродуктивной реакции и что нам нужно использовать для того, чтобы достичь гармонии с собой и быть максимально эффективными.

Кроме того, у каждого эннеатипа есть так называемые «крылья» — это его соседи-эннеатипы (у «троек» — «двойки» и «четверки», у «девяток» — «восьмерки» и «единицы» и т.д.). А это значит, что и проявлять себя он может нехарактерно: с уклоном в другие поведенческие модели. Обнаружить еще и эти схемы — открыть дополнительные возможности для своего развития.

Впрочем, эннеаграмма дает еще немало «ключиков» к саморазвитию. И что еще важнее — ее инструменты может применять любой человек вне зависимости от того, имеет он психологическое образование или нет, работает он один или с коучем.