Как правильно составить резюме?

Как Вы думаете, что такое резюме? Текст, которым Вы рассказываете о себе как о специалисте? Шаблонный документ, обобщающий Ваш опыт работы? То, что Вы в любом случае должны предъявить, дабы показать, что вакансия Вам интересна?..

Все это, конечно, так, однако в первую очередь резюме — это текст, продающий Вас работодателю!

И, увы, 99 процентов людей после прочтения их резюме «покупать» совсем не хочется. Тексты либо неимоверно скучны, либо до зубного скрежета креативны.

Почему соискатели не умеют писать резюме?

Есть три типичные ошибки, которые допускают при составлении резюме.

Во-первых, используют шаблон, даже не пытаясь адаптировать его под себя и привнести в него что-то свое. В итоге получается «серый» текст, сливающийся с массой таких же «серых» текстов и вообще ничем не запоминающийся.

Во-вторых, составляют одно резюме для всех вакансий, хотя каждая должность предполагает определенный набор знаний, навыков, опыта и качеств характера и упирать надо именно на них.

В-третьих, не ставят себя на место того, кому отправляют резюме. Перед HR-специалистом (начальником отдела, собственником бизнеса и др.) стоит конкретная задача: за кратчайшие сроки закрыть вакансию наиболее подходящим специалистом. Однако у него нет времени собеседовать всех соискателей, чтобы познакомиться с ними лично, единственный источник информации для него — резюме. И там он хочет не просто увидеть перечисление опыта, сертификатов и дипломов, а получить ответ на вопрос, почему ему нужен именно этот специалист.

Правила составления резюме

Итак, еще раз: резюме — это текст, которым Вы должны себя продать. Продать, а не что-то там «пробубнить» о себе как о специалисте! Поэтому информация должна быть структурирована и преподнесена таким образом, чтобы потенциальный работодатель даже после беглого прочтения Вашего резюме выделил Вас среди десятков других соискателей.

Правило №1: всегда пишите резюме под конкретную вакансию!

Описывая свою компетентность, в первую очередь делайте упор на то, что подходит именно для этой должности. Да и вообще преподносите весь свой опыт с точки зрения «А как полученные знания и навыки могут пригодиться на данном месте работы?» Для этого внимательно перечитайте требования к вакансии и своим резюме ответьте на вопрос: «Почему Вы им соответствуете?»

Правило №2: подавайте информацию в резюме от приоритетной для работодателя до второстепенной!

Одна из самых распространенных ошибок — описывать свой профессиональный опыт в прямой хронологии: начать чуть ли не со школьной скамьи и только в конце списка прийти к последнему месту работы. Хотя HR-менеджер хочет видеть Вашу компетентность, а потому его прежде всего интересует Ваша предыдущая должность и Ваши ключевые навыки, а не то, где Вы учились 10 лет назад.

Правило №3: обязательно отметьте в резюме свои достижения!

Большинство людей, описывая свой опыт, указывают место работы, должность — и рядом просто перечисляют обязанности, присущие этой должности. Хотя такие слова, как «проведение презентаций», «заключение договоров» и пр., HR-менеджеру о Вас как о профессионале вообще ничего не говорят. Он и так имеет представление о том, чем занимается тот или иной специалист. Ему же важно знать, что делали именно Вы и чего Вы добились. Поэтому конкретизируйте информацию цифрами и фактами: уточните, например, сколько договоров в среднем Вы заключали в месяц, сколько крупных клиентов привели в компанию, каким заключенным договором Вы больше всего гордитесь и т.п. В общем, всегда используйте в резюме связку «место работы – обязанности – достижения».

Правило №4: постарайтесь перечислить все свои навыки, соответствующие предъявляемым к вакансии требованиям!

Помните: HR-специалист в каждом разделе должен видеть, почему именно Вы подходите на эту должность. Не стесняйтесь указать даже то, в чем у Вас нет большого опыта и что Вам приходилось делать лишь однажды. Так Вы покажете HR-менеджеру, что Вы «в теме», имеете определенную базу знаний, готовы изучать все новое и сможете быстро освоиться на новом месте.

И не забывайте конкретизировать! Просто назвать себя, например, опытным пользователем ПК, явно недостаточно: перечислите все программы, с которыми работали. Такое же правило действует и в отношении других навыков и знаний.

Правило №5: избегайте клише и неопределенности!

Особенно это касается раздела «О себе», где многие стандартно сыплют эпитетами «ответственный», «коммуникабельный», «стрессоустойчивый» и прочее в таком же духе. Это не только скучно, но и не дает никакой дополнительной информации о Вас. Лучше перечислите свои любимые книги, блоги, музыкальные произведения (…), расскажите, чем занимаетесь в свободное время. Может, это и не говорит о Вас как о специалисте, зато характеризует Вас как личность, как человека, имеющего увлечения и интересы.

А если Вы уж очень хотите делать упор исключительно на профессионализм, то расшифровывайте, в чем именно проявляется Ваша ответственность, коммуникабельность и пр. И желательно не определениями из Википедии, а конкретными примерами.

Структура резюме

Хотя сейчас поиск работы в основном ведется через специализированные сайты, где уже есть готовый шаблон резюме, и единственное, что нужно сделать, — заполнить обозначенные разделы и нажать кнопку «отправить», понимать из каких блоков должно состоять резюме и в какой последовательности эти блоки должны размещаться, все равно не помешает.

Шапка: ФИО, возраст, контакты.

Цель: на какую должность Вы сейчас претендуете.

Профессиональный опыт: помните, что перечисление мест работы нужно вести в обратной хронологии, а рядом с обязанностями писать еще и о своих достижениях. Если Вы обладатель нескольких специальностей, указывайте в первую очередь то, что имеет отношение к данной вакансии. Опыт в других сферах дайте ниже или, что еще лучше, вынесите его в раздел «дополнительная информация».

Ключевые навыки: главным образом те, что соответствуют предъявляемым требованиям.

Технологии: в первую очередь те, что важны для потенциального работодателя.

Образование: для тех, кто вообще не имеет опыта работы, информацию об образовании нужно указывать в 3-м блоке («Профессиональный опыт»).

Дополнительная информация: сертификаты, дипломы, награды, опыт в других сферах и пр.

Личная информация: интересы, хобби, увлечения, ссылки на социальные сети, ресурсы, которые Вы читаете, и пр.

Оформление резюме

Не забывайте, что резюме — это деловой текст, а значит, и оформлять его следует соответствующим образом. Показать, что Вы творческий и креативный человек, Вы сможете во время собеседования или рассказав в «Личной информации» о своих увлечениях и хобби, а пытаться выделиться за счет ярких шрифтов, забавных картинок, рамочек, «рюшечек» и пр., поверьте, плохая идея. Оформленное таким образом резюме, как правило, вызывает отторжение у HR-менеджеров.

Подведем итоги

  1. Задача резюме — выгодно продать Вас работодателю. Поэтому забудьте о скромности и представьте себя в лучшем свете. Всего пару минут будет у HR-менеджера на прочтение Вашего резюме, и он точно не станет тратить их на то, чтобы за ничего не значащими словами пытаться разглядеть в Вас профессионала.
  2. Ваше резюме должно быть максимально заточено под конкретную вакансию и предъявляемые к ней требования.
  3. Не утомляйте HR-менеджера и не перегружайте резюме лишними сведениями. Иначе он просто отложит Ваш текст в сторону.

Удачи Вам! И пусть Ваше резюме продаст Вас дорого!