Как подготовиться к собеседованию?

Знаете, из-за чего очень многих соискателей, даже имеющих необходимый опыт и знания, не принимают на работу? Из-за того, что они «проваливают» собеседование! А знаете, почему они его «проваливают»? Главным образом потому, что совершенно к нему не готовятся!

В чем же заключается подготовка к собеседованию? В первую очередь в том, чтобы собрать максимум информации о потенциальном работодателе:

— Сколько лет существует компания?

— На какой продукции (услугах) она специализируется?

— Каковы ее достижения за последние 3-5 лет?

— На чем строится ее корпоративная культура?

— Что о ней думают бывшие работники и другие соискатели? (Поищите информацию на соответствующих сайтах, в социальных сетях или в СМИ.)

И если последние два вопроса — это информация для Вашего размышления, то первые три — то, что Вы в любом случае должны знать. Ведь если во время собеседования Вы, например, спросите, чем занимается компания, то Вас самих, скорее всего, уже больше ни о чем спросят. Потому что: кому нужен такой сотрудник, для которого не имеет значения, где работать, и которому лень даже заглянуть на сайт компании?..

Что еще входит в понятие «подготовка к собеседованию»?

Итак, прежде чем прийти на собеседование и встретиться лицом к лицу с интервьюером (или интервьюерами), Вам нужно собрать максимум информации о потенциальном работодателе. Однако точно так же будет полезно:

— подготовить список вопросов к работодателю (желательно их запомнить, а не читать потом «с бумажки»);

— проработать ответы на вопросы, которые чаще всего задают на собеседованиях (лучше даже вслух отрепетировать возможный диалог);

— собрать все необходимые документы: резюме, портфолио, рекомендательные письма, дипломы, сертификаты и т.п. (и, естественно, не забыть их дома в день X!);

— продумать свой внешний вид: предпочтение лучше отдать классическому стилю одежды, спокойным тонам, неброским аксессуарам и едва уловимому запаху туалетной воды;

— заранее освободить «окно» в своем графике: чтобы у Вас было достаточно свободного времени как перед собеседованием, так и на саму встречу с потенциальным работодателем, даже если она затянется на несколько часов;

— узнать точный адрес компании и составить маршрут (а лучше даже несколько вариантов маршрута — на всякий непредвиденный случай).

Как вести себя во время собеседования?

Прежде всего — не опаздывайте! Заставив интервьюера ждать хоть несколько минут, Вы тем самым усложните себе задачу: Вам нужно будет не только показать себя как профессионала и создать о себе приятное впечатление, но и заставить забыть о первом (вероятнее всего, негативном) мнении, сложившемся о Вас.

Помните о правилах вежливости! Держитесь с достоинством: не будьте слишком напористыми или слишком скромными. Внимательно выслушивайте интервьюера, не перебивайте его, отвечайте спокойным, уверенным тоном. Если какой-то из вопросов Вы считаете неприемлемым, так и скажите (если возможно, объясните — почему), но не переходите на агрессию.

Не избегайте зрительного контакта с интервьюером! Постарайтесь сесть напротив него, так, чтобы Ваши глаза были приблизительно на одном уровне. Если Вам тяжело неотрывно смотреть в глаза собеседнику, «переходите» с одного глаза на другой или сфокусируйтесь на точке между бровями.

Следите за своей позой! Не забывайте: скрещенные руки и ноги символизируют Вашу закрытость и неготовность к диалогу.

Думайте о том, что и как отвечаете! Собеседование проводит интервьюер, а потому не стоит перехватывать у него инициативу. Ни в коем случае не перебивайте его, выслушивайте до конца все вопросы. Если не поняли вопрос, лучше в вежливой форме уточните. Старайтесь обходиться без фраз вроде «Как я уже говорил(а)…», «Если Вы не помните, то…», «Повторю еще раз…» и т.п. Очень даже вероятно, что, задавая Вам одни и те же вопросы, HR-менеджер проверяет Вас на стрессоустойчивость, терпение, лояльность и т.п. Избегайте многословия и пространных ответов, однако не давайте и односложные, короткие ответы — не заставляйте собеседника устраивать Вам допрос. Не путайте собеседование с исповедью или с разговором двух близких людей. В том смысле, что не стоит слишком откровенничать: интервьюеру не надо знать всю подноготную о Вас — прежде всего Вы интересуете его как специалист.

Не ругайте своего бывшего работодателя! Только представьте, какое мнение в этом случае сложится о Вас у Вашего потенциально нанимателя. Не решит ли он, что через некоторое время Вы точно так же будете отзываться о нем и о его компании?.. Если же в беседе все-таки была затронута тема отношений с бывшим руководством (и отношения эти безоблачными уж точно нельзя было бы назвать), все равно не позволяйте себе переходить на оскорбления и упреки — лучше общими словами опишите возникшие сложности (а они бывают абсолютно у всех!) и расскажите, какие уроки для себя вынесли из этого опыта.

Никого ни в чем не обвиняйте! И уж тем более не сетуйте на жизнь, обстоятельства, вуз, окружающих, предыдущую работу (…), якобы лишивших Вас возможностей и опыта. Так Вы предстанете перед интервьюером неудачником, человеком, не умеющим добиваться своей цели и преодолевать трудности. Если Вы чего-то не знаете или не умеете, лучше прямо в этом признайтесь, а в подтверждение того, что Вы способны быстро научиться всему необходимому, приведите в пример ситуацию, когда Вам приходилось быстро (а может, и самостоятельно) осваивать что-то новое.

Не отрицайте факты, которые соответствуют действительности! Даже если эти факты, казалось бы, выставляют Вас в неприглядном свете. Попробуйте подать негативную информацию в положительном ключе.

Задавайте вопросы! Так Вы покажете свою заинтересованность и серьезный подход. Но не переусердствуйте: задавайте вопросы по сути (а не просто ради того, чтобы задать вопрос) и не превращайтесь в следователя. Сформулируйте вопросы заранее, не забудьте уточнить, когда и как Вам сообщат об окончательном решении.

О чем Вы точно должны спросить на собеседовании?

Да, есть такие вопросы, которые не то что можно, а просто необходимо задать потенциальному работодателю. Во-первых, они помогут Вам понять, что Вас ждет и насколько новое место работы соответствует Вашим требованиям, ожиданиям и пр. А во-вторых, являются своего рода маркерами: если они не прозвучали из Ваших уст, Ваши шансы на то, чтобы занять вакантную должность, уменьшаются.

  1. Что будет входить в мои должностные обязанности?

Вы ведь должны оценить свои силы, понять, как Ваши знания и опыт соотносятся с предъявляемыми к вакантной должности требованиями, справитесь ли Вы с ними и даст ли Вам новая работа возможности для развития Вашего потенциала.

  1. Это новая позиция или старое место работы?

Если старая, то почему уволили прежнего сотрудника? Если новая, то почему возникла необходимость в открытии позиции и чего ждут от нового сотрудника? Проясните для себя эти важные моменты.

  1. Каков режим работы в компании?

Спросите также о сверхурочной работе (работе в праздничные и выходные дни) и о том, как она оплачивается. Узнайте, предусмотрено ли фиксированное время на обед, перерывы на перекуры и чаепитие. Часто работодатели могут утаивать кое-какие нюансы в графике работы, чтобы не отпугнуть потенциального сотрудника.

  1. Каковы критерии прохождения испытательного срока?

Обычно испытательный срок длится три месяца. И Вы должны четко понимать, каких результатов от Вас ждут за это время. В отсутствие строгих критериев и Вы будете действовать вслепую, и возможный отказ в приеме на постоянную работу для Вас будет носить чисто субъективный характер. Кроме того, необходимо прояснить вопрос оплаты труда: уменьшается ли она на время прохождения испытательного сроки и если да, то насколько?

  1. Предусмотрено ли дополнительное обучение сотрудников?

Для таких специалистов, как бухгалтеры, юристы, «кадровики» и др., это — принципиальный вопрос: их работа просто невозможна без постоянного обучения и повышения квалификации. Впрочем, в любом случае ответ на этот вопрос показывает: дорожит ли компания своими сотрудниками и готова ли она вкладываться в их развитие.

  1. Кому я непосредственно буду подчиняться?

Уточните, можете ли Вы встретиться с этим человеком, чтобы обсудить нюансы работы и понять, комфортно ли Вам будет с ним взаимодействовать.

  1. Есть ли в компании социальный пакет и что в него входит?

Будет нелишним узнать, какие бонусы и льготы существуют в компании. Тем более что «содержимое» соцпакета тоже показывает, как компания относится к своим сотрудникам.

  1. Когда и как мне сообщат об окончательном решении?

Не стесняйтесь задавать этот вопрос. Вы имеет право знать, когда точно с Вами свяжутся. И уж точно имеете право на то, чтобы с Вами связались даже в случае отрицательного ответа.

И последний, пожалуй, не менее важный совет: собеседование — это не бой за жизнь. Это просто доброжелательный разговор с человеком, который, возможно, скоро станет Вашим коллегой.